Киев ул. Викентия Хвойки, 21
Запорожье просп. Соборный, 158

Как работает плавный пуск?

Устройство плавного пуска изначально предназначено для корректировки параметров запуска асинхронных двигателей. Устройство плавного пуска (оно же УПП) удерживает показатели тока и напряжения в безопасных пределах, уменьшая пусковые токи и повышая напряжение в заданных диапазонах. Такие меры позволяют снизить нагрузку электросеть и непосредственно на механизмы двигателя.

Почему для плавного запуска нужно специальное устройство?

Почему для этого обязательно нужно УПП? Дело в том, что конструктивно в асинхронных двигателях не решены два серьезные проблемы. Во-первых, проблема больших пусковых электротоков. Показатель пускового тока может превышать номинальный в 7 и более раз. Во-вторых, невозможность согласовать крутящий момент двигателя с моментом нагрузки. В момент запуска крутящий момент доходит до критических показателей в 150-200 процентов за какие-то доли секунды. В совокупности это ведет к перегреву электродвигателя, оплавлению контактов, износу подшипников и, вообще, раннему износу самого двигателя.

Какие бывают устройства плавного пуска?

Разные тип УПП решают вышеозначенные проблемы по-разному. Существует несколько типов устройств плавного пуска.

  1. Механические УПП. Принцип действия механических УПП основан на непосредственном противодействии скачку количества оборотов двигателя. Такое устройство плавного пуска попросту ограничивает крутящий момент. Примерами таких устройств являются противовесы с дробью, жидкостные муфты, магнитные блокираторы, тормозные колодки и подобные устройства.
  2. Электрические УПП. Принцип действия электрических УПП основан на их способности контролировать повышение напряжения или тока. Как вариант, электрическое УПП может одновременно повысить напряжение с нуля и до начального (30-60 % от номинального). Время и сила тока имеют обратно пропорциональную зависимость, поэтому, чем больше отводится времени на пуск, тем меньший ток для этого нужен.

В свою очередь, электрические устройства плавного запуска могут управляться амплитудными или фазовыми методами. При амплитудном управлении электродвигатель запускают на холостом или слабонагруженном «ходу». Фазовый метод управления позволяет запускать оборудование сразу с номинального напряжения, то есть, минуя фазу начального напряжения. Такой вариант «тяжелого» пуска возможен за счет коррекции коэффициента мощности. Фазовые электрические УПП имеют встроенный режим энергосбережения, что важно для снижения нагрузки на сеть при «тяжелом» пуске.

Еще один нюанс управления плавным пуском заключается в необходимости выключить из цепи УПП после того, как пуск произведен. И, соответственно, подключить УПП в сеть, когда потребуется плавная остановка электродвигателя. Для этого УПП снабжены шунтирующим устройством, это такой контактор, который соединяет вход и выход устройства плавного пуска по фазам, и спасает УПП от перегрева. В принципе, УПП может работать и без контактора, но тогда оно должно быть оборудовано более мощной системой охлаждения. Это существенно увеличивает размеры и вес УПП.

Выделяют два способа управления для плавного пуска, а именно: цифровое и аналоговое. Цифровое управление более функционально, наглядно и обеспечивает связь с так называемыми «системами верхнего уровня» напрямую. Из уязвимостей – нежизнеспособность системы при выходе из строя микропроцессора. Аналоговая система в этом смысле менее уязвима, но и менее функциональна, не так наглядна и требует дополнительных устройств.